Владимир Путин
Государственная программа
«Доступная среда»
Государственная программа «Доступная
среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Цели Государственной программы
«Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы
является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов,
наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи,
а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Федеральные документы
·
Указ
Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
·
Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
·
Федеральный
закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
·
"Конституция Российской Федерации" (ст.8)
·
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от
18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.01.2016)
·
Конвенция о правах инвалидов
·
Государственная
программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
·
Официальный
сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Инклюзивное образование с
реализацией программы "Доступная среда" в МБОУ УрывскойСОШ
В данный момент проектирование и
создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей
социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на
обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере
повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и
законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при
которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их
интеграция в общество. Одним из критериев данного направления является создание доступной среды
для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать
и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда –
общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная»
среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных
актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от
источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать
следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в
окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными,
физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и
взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в
более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды –
это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества
людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован
не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это
более удобно и менее энергозатратно.
Организация
доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и
особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и
детям, пожилым людям.
Инвалид — человек, имеющий нарушения
здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением
опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха,
приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его
социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов и др.
Документы МБОУ Урывской СОШ
·
Паспорт доступности. файл
·
План мероприятий («дорожная карта») муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения Урывской средней общеобразовательной
школы по повышению значений показателей
доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам на 2020-2025
годы. файл
·
Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с
организацией и обеспечением доступности для инвалидов объекта и
предоставляемых в нём услуг в сфере образования (далее – услуги)муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Урывской средней общеобразовательной
школы. файл
Программа «Доступная среда»
Программа «Доступная среда»
в МБОУ Урывской СОШ направлена на создание системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность
их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление
самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного
отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
·
создание
в МБОУ Урывской СОШ специальных условий воспитания, обучения,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ);
·
социальную
адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательном учреждении;
·
реализацию
прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет
способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
·
позитивный
эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их
образования, успешная социализация в обществе;
·
обновление
качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в
конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Задачи программы:
1. Создание адаптивной
образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых
образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального
педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития,
социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического
сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную
среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных
программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие
специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной
компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной
специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного
восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным
нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить
особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2. Осуществить
индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить
возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их
интеграцию в образовательное учреждение.
Задачи, ориентируемые на
педагогов и специалистов:
1. Сориентировать
коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2. Повысить
профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать
условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
·
Информирование
родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды
в МБОУ Урывской СОШ для детей с ОВЗ.
·
Просвещение
родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических,
медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и
социализации детей с ОВЗ.
· Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»: развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МБОУ Урывской СОШ привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Создание безбарьерной среды
В соответствии с ФЗ 419 от 01 12 2014 о создании безбарьерной среды, Приказом Минобрнауки РФ №1309 по созданию в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в МБОУ Урывской СОШ проведены следующие виды работ:
(дополняется)
Сформирована необходимая нормативная
база, которая размещена в разделе «Инклюзивное обучение» ПЕРЕЙТИ
Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания.
Медицинское сопровождение осуществляется фельдшером Урывского ФАПа.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Психолого - педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, классный руководитель,
учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников
образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
Организация сопровождения включает в себя работу
психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической,
логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация
индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического
взаимодействия.
В системе работы следующие
формы:
1. проведение
индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы,
посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. проведение
малых педагогических советов, административных советов;
3. ведение
карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. посещение,
взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. разработка
методических рекомендаций учителю;
6. диагностика,
коррекция, профилактика;
7. обследование
школьников по запросу родителей;
8. оказание
психологической поддержки педагогам.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия с детьми с ОВЗ работают по адаптированным программам.
Рекомендации
учителям
·
Информационно - методический портал по инклюзивному и
специальному образованию
· Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Памятка
"Советы родителям детей с ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно
больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они
неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает
и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на
оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется".
Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына
(дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.