Инклюзивное образование
Приказ
Минобрнауки России от 09.11.2015г №1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг
в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
Федеральный
закон от 01.12.2014№419-ФЗ (в редакции от 29.12.2015) "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах
инвалидов"
Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №723н от
15.10.2015г. "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и
организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об
исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или реабилитации
инвалида и индивидуальной программой реабилитации или реабилитации ребенка
инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной
экспертизы".
Федеральный
государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталастью (интеллектуальными нарушениями)
Федеральный закон
от 24.11.1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации"
Приказ Минтруда
России от 31.07.2015 №528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации
индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида, индивидуальной
программы реабилитации или реабилитации ребенка -инвалида, выдаваемых
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их
форм"
Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 №ИР-535/07
"О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
Нормативно-правовые основы работы педагога-психолога с детьми, имеющими
особые образовательные потребности (ООП)
Образование детей с ОВЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда,
когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей
детей общепринятым социальным ожиданиям, школьным образовательным нормативам
успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от
школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с
инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по
месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию
как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование — это такая организация
процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В
таких организациях создаются специальные условия для получения образования
указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг
детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Законом об образовании (ФЗ №273-ФЗ от
29,12,2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее,
основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается
доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями
здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны
различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
обучение совместно с другими обучающимися
обучение в отдельном классе обычной школы,
обучение в специальной школе,
индивидуальное обучение на дому, обучение в
негосударственном образовательном учреждении (организации)
Организация обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья на дому в школе по месту жительства и зачисление детей в
средние общеобразовательные школы «Школы надомного обучения» осуществляется по
медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
(ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для
детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских
учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное
обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний.
Родители могут выбрать и обучение в форме семейного
образования Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная
(вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием
дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут
рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с
особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения
образования
Информация об обеспечении возможности получения образования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Урывская СОШ
Каменского района Ростовской области
Наименование показателя
|
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном
учреждении
|
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для
проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения
и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам
с ограниченными возможностями здоровья
|
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести
участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
-по индивидуальному учебному плану
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов
(справка - заключение ВЭК) для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано индивидуальное обучение на дому.
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных
технологий.
В наличии адаптированные образовательные программы.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения
отсутствуют.
Библиотека не укомплектована специальными
адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на
флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)
|
Обеспечение доступа в здания образовательной организации
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
|
Центральный вход пандусом оборудован, звонком оборудован.
Конструктивные особенности здания МБОУ Урывская СОШ не предусматривают наличие
подъемников.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для
закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной
организации отсутствуют.
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни,
специализированное сантехническое оборудование).
При необходимости для обеспечения доступа в здание
образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено
сопровождающее лицо.
|
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
|
Для обучающихся МБОУ Урывской СОШ
предусматривается
организация горячего питания, по цикличному меню.
При необходимости, для учащихся (по медицинским
показаниям) формируются рационы диетического питания.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не
практикуется.
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность
в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Льготное питание для обучающихся из малоимущих семей, в
том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена на 1таже.
Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски
совместно с обучающимися.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где
расположены умывальники с подачей горячей и холодной воды.
Доступ лиц с
тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в столовую возможен.
|
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Здание МБОУ Урывской
СОШ оснащено противопожарной
сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми
табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об
опасности.
Доврачебную первичную
медицинскую помощь в школе оказывает
фельдшер ФАП х.Урывский на основании
заключённого договора с МБУЗ ЦРБ МО
Каменский район
В школе организовано психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
|
Доступ к информационным системам и информационно-
телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования
инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
|
В образовательном учреждении возможно обучение
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с
использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть
предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ Урывская СОШ и с другими сайтами образовательной
направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В школе создано единое информационное пространство,
обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного
общества.
Информационная база школы
оснащена: электронной почтой; локальной
сетью; выходом в Интернет (провайдер
«Ростелеком»); функционирует официальный сайт школы.
В школе создана локальная сеть.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет
доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья в библиотеке на 2 этаже, в двух компьютерном классе на 2 этаже,
кабинете начальной школы на 1 этаже.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет
в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в
образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы
закрыт.
В школе имеются мультимедийные средства обучения,
оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и
колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные
доски
|
Наличие специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
|
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья
используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание
речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.
|
Кадровое обеспечение образования
(наличие в штате организации педагогических работников,
имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование
для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Прошли курсы повышения квалификации учителя начальных классов
|
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных
для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних
обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии
|
НЕТ
|